Филигрань из медной проволоки

Обещанный мастер-класс по изготовлению филиграни (без краски)

Сперва немного о самом стиле.

«Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни — скань — отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать» – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма».»

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань).
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Индийская филигрань, как и индийское кино — это вообще отдельная песня)
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
—————————-
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
—————————-
Однако ж, в самом названии «филигрань» нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению «металлической» филиграни.

Изготовление штучки для этого мастер-класса обошлось мне в полтора часа
(фотографирование и питьё чая не в счёт))))

Для изготовления понадобится вот что:

Пластик двух цветов
Гель (не обязательно фимовский)
Режущий инструмент (скальпель, лезвие и т.п.)
Зубочистки
Иголка
Металлическая пудра

Сперва о пластике.
Я редко пользуюсь пластиком «прямо из пачки». Всегда смешиваю.
В ход идут и фимо, и скалпей, и цернит.
Пропорции зависят от того, какой консистенции пластик мне нужен.
Так же и цвета я предпочитаю намешивать сама.

Для филигранных работ пластик нужен достаточно мягкий,
но не настолько, как софт)

Что касается цвета:
всё зависит от того, какой металл вы хотите имитировать.
Металлическая пудра выбирается соответственно
(она бывает под серебро, золото или бронзу, продаётся
в художественных магазинах, в отделах для реставрации).

Вы можете использовать как пластик с эффектом металлика,
так и без.
Если возьмётесь за серебро, советую не брать «голый» цвет.
Подмешайте к серебристому металлику чуточку золотистого.
Серебро от этого никуда не денется, но оттенок будет более
естественным.

В данном мастер-классе рассматривается имитация бронзы.

*Золотая филигрань редко бывает патинированной, просто потому,
что золото не так легко оксидировать)), поэтому я её не очень люблю,
узоров много, а эффекта ноль))))))*
————————
Лучше, если вы для работы намешаете пластик,
который будет максимально приближен к цвету
металла. Это добавит большей натуралистичности.

Один цвет — для основы — тёмный, другой — для самого
узора — светлый.
В светлый при желании можно подмешать металлической пудры,
так он будет больше блестеть (на фото ниже цвет пластика для сравнения
до и после смешивания). Но это необязательно, так как в процессе
бОльшая часть пластика окажется всё-равно под слоем пудры.

Своей пластичности материал не потеряет,
даже если в него подмешать изрядное количество пудры.
Поэтому все остатки после работы смело можно перемешать
и еще раз пустить в дело.

К слову, о пластичности:

Вот такие тонкие верёвочки можно раскатывать из
пластика, и это не предел)))

Но не пугайтесь, такие вам не понадобятся).
Ибо у человеческого глаза тоже есть свои пределы, и изделие
должно быть видно без лупы)))

А вот такие и еще потолще придётся раскатать:

В чём, собственно, хитрость филиграни?
А в том, что чаще всего использется не груглая проволока,
а сплющенная.

Вот одна и та же верёвочка. Но сплющенный вариант
смотрится гораздо тоньше заготовки.
Именно за счёт такого профиля и достигается эффект
изящности. При этом сам набранный узор — если посмотреть сбоку —
будет иметь приличную высоту. А значит и прочность)
—————————
Подготавливаем верёвочки для узора:

Для этого нужно сперва просто раскатать их из пластика
(того, что светлый), а затем прокатать несколько раз
в металлической пудре.
Верёвочки поддаются тем же приёмам, что и колбасы)
Т.е. вы можете скатать потолще, а потом растянуть аккуратно за концы,
чтобы получить совсем тонкую верёвочку.
Перед тем, как дальше работать с верёвочкой, покатайте её
по гладкой чистой поверхности. Так вы добьётесь настоящего металлического
блеска.

Из этих заготовок нужно сделать такое:

Как правило, гладкий плоский профиль идёт для контуров
и ободков, а скрученная верёвочка (чаще тоже плоская) —
для внутренних узоров.
Но всё зависит от вашей задумки — можно вообще не использовать
витую верёвочку, а ограничиться лишь гладкой (разной толщины).

Вы можете использовать и другой способ,
для получения более чернёного варианта.
Для этого вам нужно взять тёмный пластик,
сделать из него какой-то элемент, а потом натереть
металлической пудрой те места, которые должны
блестеть.

Это можно сделать просто пальцем или мягкой кисточкой.
Лучше всего этот способ подходит для изготовления крупной витой
плоской верёвочки (которая используется в ободках).

Самое трудоёмкое в этом процессе — делать ровные заготовки.
Потому что любая кривизна сразу выдаёт материал.
Металлическая проволока после проката идеальна по всей своей
длине, нет мест, где она была бы тоньше или толще.
Пластик же капризен, реагирует на малейшее нажатие.
Поэтому, когда вы будете скручивать и плющить верёвочки,
держите элемент в руках так, чтобы он просто не выпал,
т.е. вообще не нажимая на пластик.
Учтите — ничего потом нельзя будет подровнять зашкуриванием)))

Лучше всего, если вы будете расплющивать верёвочки
стеклом
(подойдёт и прозрачная пластиковая линейка).
Прозрачность помогает контролировать толщину.
После обваливания в пудре верёвочки ни к чему не прилипают,
поэтому проблем никаких не возникнет))

Даже если результат расплющивания вас не радует,

знайте, что это поправимо.
Просто аккуратно вытягивайте те места, которые переплющились)
————————————-

После того, как заготовки для узоров будут готовы, можно
приниматься за основу.

Она делается из тёмного пластика.
Основа может быть и виде бусины, и выпуклой, и плоской.
В последних двух случаях важно, чтобы толщина была везде равномерной.

Толще 2-х мм делать не целесообразно,
потому что потом с ободками придётся туго)

Ободок, прилегающий непосредственно к основе,
должен быть выше её не менее, чем на миллиметр.
Лучше чуть больше. Потому что внутренний узор
не должен возвышаться над ободком (если это не многослойная
филигрань). А иногда узор располагается и чуть ниже ободка.

Сам ободок может быть одинарным, а может содержать несколько
витков из разных верёвочек.
В данном случае я использовала плоский профиль и плоскую верёвочку.

Но, прежде чем приделать ободок к основе (а это первое, что вы должны сделать),
необходимо основу слегка обжечь. Буквально 1-2 минуты.

Вообще я могла бы написать целую хвалебную оду поэтапному обжигу,
потому что именно он позволяет творить с материалом настоящие чудеса))

И главный секрет пластиковой филиграни, вернее, её аккуратного исполнения,
состоит именно в поэтапном обжиге.

Пока основа запекается, вы готовите «припой»)))

Для этого смешивается гель с мет. пудрой.

Эта смесь необходима для заливания швов.

Сами же детали крепятся к основе на обычный прозрачный гель.
Его нужно нанести тонким слоем на бортик основы, следя за тем,
чтобы ободок не перекосился, т.е. был перпендикулярным поверхности.

Далее снова следует краткий обжиг.
Затем вы можете пристроить к ободку дополнительные
верёвочки, если это нужно.
Они могут быть такими же по высоте или ниже,
гладкими или витыми.

Обратите внимание — швов не должно быть видно.

Далее следует опрерация по выкладыванию внутреннего
контура. Это что-то навроде рамок, в которых вы будете
потом создавать узор. Чаще всего контуры бывают гладкими.
Это создаёт красивый контраст с внутренней витой проволокой.

Хорошо бы иметь под рукой предварительный эскиз того, что вы
делаете))) С филигранью без этого сложно.
Можно даже заранее на бумаге выложить все узоры, а потом
уже переносить их на пластиковую основу (по крайней мере,
в ювелирной технике именно так и принято))).

Если вы не уверены в глазомере и боитесь промахнуться — можете
на основе карандашом нанести линии, по которым потом нужно
пройтись гелем (кончик зубочистки — замечательный инструмент
для нанесения)))).

Далее выкладывается контур.

Можно не основу мазать гелем, а саму деталь. Правда, это требует
большей осторожности.
Перенос мелких деталей на основу делается так:
кончик зубочистки макнуть в гель и прилепить к ней деталь)))
Просто пальцами уложить деталь иногда бывает трудновато))

Читать еще:  Станок для производства туалетной бумаги из макулатуры

После того, как контур выложен — снова краткий обжиг.
Повторюсь — 1-2 минуты, больше не нужно.

Далее начинается самая кропотливая работа — выкладывание узора.

При этом гель нужно наносить не только на основу под элементы,
но и там, где детали соприкасаются с контуром.
Если вы работаете без эскиза, то старайтесь делать симметричные
детали одновременно. Так же одновременно помещайте их и на основу.

Подгонка деталей внутри контура осуществляется с помощью всё той же
зубочистки, но сухой, без геля, а так же с помощью иглы, если вы хотите
продвинуть кончик элемента между другими элементами.

Когда кладёте деталь на основу, ни в коем случае НЕ придавливайте её пальцем!
——————————
Немного об узоре:
как вы поняли, он составляется из мелких по-разному гнутых верёвочек.

Элементы бывают такие:

Это классика.
Есть и еще масса других, более навороченных,
это уже для тех, кто войдёт во вкус)))
Они все еще и называются по-своему,
но этим я морочить вас не стану))))
—————————
Если вы захотите использовать какую-то вставку,
то она должна быть заранее обожжена.
Узор непосредственно вокруг вставки выполняется после того,
как вставка прикрепляется к основе.

Вставку нужно поместить в ободок (на гель).
Затем уже с помощью геля прикрепить к основе.
Помним про швы.
Далее снова короткий обжиг.

Если захочется сымитировать ювелирную накатку по ободку,
то сверху на ободок нужно положить тонкую круглую верёвочку (на гель),
как показано ниже на фото справа,

затем иглой сделать насечки.
Я использовала тёмный пластик, но можно сразу взять обвалянный в пудре.

Если вы делали это из тёмного, то нужно пройтись кисточкой с мет. пудрой по ободку.

Далее выкладываете оставшийся узор.

После чего нужно выполнить самую мелкую работу — сделать зернь))

Для этого вы берёте верёвочку (потолще и потоньше),
обвалянную в пудре, нарезаете лезвием заготовки разных
размеров, а затем скатываете в шарики.
Это не сложно, но долго)

Чтобы шарики хорошо блестели, пальцы следует немножко макнуть в пудру)

А дальше вы размещаете шарики на вашем изделии.
На гель, смешанный с пудрой.

Как правило, шарики помещаются на стыках или там, где кончики элементов
легли не очень эстетично)))) и вообще там, где глазу приятно))

После этого изделие идёт в финальный обжиг.
Минут на 20.

Все отверстия — если они есть в изделии, нужно планировать в эскизе
и окружать их элементами в виде колечка.
Просверлить можно и после обжига, а можно в самом начале, до
запекания основы.
———————————
Пластиковая «металлическая» филигрань лаком не покрывается.
Это сразу погубит весь металлический эффект.
А вот вставки, если нужно, очень даже можно и лачком))))
Для перфекционистов)))): несколько раз пройдитесь по готовой филиграни
кусочком тонкой замши. Это придаст дополнительный блеск.

если вам нужно много одинаковых элементов в виде колечка,
есть приём, заимствованный из ювелирной же практики)

Накручиваете верёвочку на что-то круглое, подходящее по диаметру, даёте пластику
«остыть», а затем разрезаете лезвием вдоль получившуюся пружинку.
И получаете кучу одинаковых заготовок для колечек:

—————————————- ————
И напоследок:
помимо сухой пудры можно использовать и смесь
с металлическим порошком на восковой основе.
В таком случае этой пастой натирается всё после
обжига, затем в печку на пару минут.
Но это меньше похоже на металл, чем с сухой пудрой.

Кстати, в металлической пудре можно обваливать какие угодно
детали) Акрил ни в какое сравнение по эффекту не идёт с пудрой.
Пудра даёт абсолютно ровную поверхность.

Если вы по обожженной основе тонко размажете гель, смешанный
с большим количеством пудры, то после запекания это будет
выглядеть как матовый металл.

Пайка ажурной скани

Сканный припой

Для пайки ажурной скани прежде всего подготовим сканный припой к работе, для этого опилим пластину припоя напильником со средней насечкой, при этом получаем мелкую стружку, собираем её в конвертик.

Порошок сканного припоя нужно обработать магнитом, чтобы удалить пылинки стали, отколовшиеся от напильника. Распределяем по листу бумаги стружку магнитом, затем удаляем с него прилипшие частички стали; повторяем процедуру 3 — 4 раза.

Для предохранения поверхности металла от окисления, удаления оксидной плёнки, если она имеется с основного металла применяется флюс. При нагревании он очищает поверхность от загрязнения и способствует растеканию сканного припоя.

Флюсом для пайки ажурной скани будет служить прокаленная бура. Бура очень гигроскопична, а излишки влаги приводят к тому, что при нагреве она «вздувается» пенной шапкой, которая может поднять на себе мелкие элементы набора.

Прокаливаем порошок буры в тонкостенной медной или мельхиоровой чашечке. Пережжённая бура представляет собой прозрачную стеклообразную массу. Медную чашечку проминаем, удаляя остывшую буру, а кусочки её измельчаем в порошок в фарфоровой ступке. Смешиваем порошок готовой буры и стружки припоя в пропорции 1:1 — по объёму. Готовый сканный припой для скани ссыпаем в баночку с притёртой крышкой.

Пайка ажурной скани

Набранный сканный орнамент переносим на пластину металла и плотно привязываем его биндрой к этой пластине. Такая фиксация обеспечит нам во время и после пайки одновысотную, ровную поверхность изделия, а наличие мела не позволит спаяться пластине и сканному набору.

Небольшое количество смеси сканного припоя флюса для скани смачиваем водой (чтобы легче было переносить и раскладывать состав) и распределяем по изделию так, чтобы были прикрыты все места прикосновения элементов узора. Устанавливаем пластину на леткал.

Общим мягким пламенем начинаем нагрев. После испарения влаги состав закрепляется на узоре и бура начинает оплавляться. Бура замещает выгорающий клей и дополнительно скрепляет элементы.

Разогреваем изделие до 700 — 800° С (слабое малиновое свечение всего изделия) — это температура сканного припоя, расплавленный металл растекается по поверхности сканного узора, приобретая при этом характерный блеск.

Если какой-то из элементов светится ярче, чем остальной орнамент красный или алый цвет, это показатель того, что элемент не припаялся к общей массе деталей. В расплавленной буре его можно передвинуть к соседним элементам титановым пинцетом (нагрев сканного набора в этом случае не прекращается).

При пайке ажурной скани — меди, нейзильбера и мельхиора можно регулятором пистолета сделать пламя более жёстким — игольчатым, чтобы «разогнать» припой в тех местах, где он не оплавился, или «подвести» его к стыку элементов (припой течёт туда, где более разогрет металл).

Остывшее изделие освобождают от биндры. Несмотря на присутствие мела, бура часто прикипает к листовому металлу — подкладке и сцепляется с ней. В этом случае разогреваем вновь всю пластину до температуры плавления буры (500 — 650°С) и двигаем сканный набор с подкладки.

От остатков флюса изделие очищаем в отбеле (10%-ный раствор серной или соляной кислоты). Отбеливание проводим в течение 15 — 30 минут. После промывания в воде проверяем качество пропайки элементов, для этого пинцетом слегка попробуем пошевелить каждое место соединения. При обнаружении брака процесс пайки ажурной скани следует повторить.

При пайке сканного узора наиболее часто встречаются такие виды брака:

  • оплавлен один из элементов сканного узора (чаще дорожка) — исправить можно удалением (выпиливанием) «сгоревшей» детали и впаиванием новой;
  • сканное переплетение залито излишками припоя — исправить это можно при повторном разогреве изделия во флюсе, с поднесением к данному участку отрезка верёвочки, который, будучи сильнее разогретым, оттягивает излишки припоя;
  • сканное переплетение и поверхность гладевых элементов изъедены раковинами (такой дефект возникает при перегреве припоя, когда цинк, входящий в его состав, разъедает металл) — дефект исправлению не подлежит.

Плоский одноплановый рисунок ажурной скани традиционно оживляют зернью — маленькими металлическими (из материала сканного набора) шариками. Они венчают головки травных и спиральных эле-ментов, входящих в композицию узора как почки и бутоны, перекрывая толстые места стыковки нескольких (4 — 7) элементов.
Такую зернь в небольшом количестве изготовляют из обрезков используемого материала. Кусочки металла кладут в лунку берёзового угля и нагревают до плавления. Оплавляясь, металл стремится принять наименьшую по площади форму — свернуться в шарик.

Получившуюся зернь сортируют по размеру и отфлюсовывают. Такая зернь имеет плоскую площадку — донце, поэтому при установке на изделие нужно припаять её донцем к сканному набору, а сферической частью — наружу.

Для более прочного соединения с ажурной филигранью места под зернь подготавливают: кернят для шариков диаметром до 1 мм и фрезеруют бормашиной для более крупных. В этом случае получается более прочное соединение при меньшем расходе припоя. Покрытую припоем зернинку устанавливаем в лунку изделия и нагреваем на леткале до плавления припоя (или до выравнивания по цвету свечения шарика и сканного набора).

Последний этап пайки ажурной скани — это пайка подвижных соединений. Трубочки для шарнирного соединения располагаем по рисунку. Запиливаем места соприкосновения круглым надфилем, тем самым увеличивая площадь стыковки круглой трубочки и плоской контурной глади.

Трубочки обрабатываем бурой, укрепляем в лунки на обводке сканного набора, покрываем сканным припоем. И, наконец, на леткале производим пайку ажурной скани.

Место для переходного кольца в серьгах или подвеске определяем с помощью нитки. Подвешивая изделие, ищем соответствующее эскизу положение декоративной вещи, соотносимое с её центром тяжести.

Отмечаем чертой место для переходного кольца. Согнутое колечко устанавливаем по этой метке. Две зернинки, укрепленные по сторонам кольца, будут способствовать более прочному соединению кольца с контурной гладью ажурной скани. Пайку ажурной скани, отбел и проверку соединения проводим так, как было описано ранее.

Читать еще:  Травосборник для газонокосилки своими руками

Филигрань — ювелирное искусство

Филигрань (по-русски — скань) представляет собой узор из тонкой проволоки, напаянный на металл. С филигранью сталкивались практически все, наверняка, во многих семействах сохранились предметы, изготовленные с помощью этого ювелирного искусства.

Само слово «филигрань» как бы намекает на технологию производства. В переводе с латинского языка «filum» означает нить, а «granum» зерно. Русское же слово «скань» происходит от древнерусского «скать», что значит «свивать, ссучивать». Такая техника, в основном, применяется на серебряных изделиях, например, ложек, подстаканников, женских сережек, но материалом могут быть и другие благородные металлы, такие как золото и платина.

Причиной увлечения именно серебром и золотом служит мягкость этих металлов, из них можно свить весьма тонкие проволочки. Основа филиграни — серебряная или золотая проволока бывает как гладкой так и свитой в своеобразную веревочку.

Краткая история филиграни

Если обратиться к истории возникновения, то она уведет нас в древний Египет, Крит и Грецию. Уже в 4-6-ом веках до н.э. филигрань была одной из базовых ювелирных техник изготовления ажурных украшений.

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия вырос. В XVIII веке филигрань сочетают с камнями, хрусталем, перламутр. С помощью скани изготавливают вазочки, солонки, шкатулки. С 19-го века филигрань стала фабричным товаром. Искусство совершенствуется, процветает рельефная ажурная филигрань, появляется витражная разновидность с прозрачной эмалью. В 1937 году работы мастеров-ювелиров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор, а в 1939 году в Нью-Йорке повторился успех. Филигранью стали заниматься в селе Казачково Нижегородской области.

Виды филиграни

Если рассматривать разновидности скани, то она бывает напайной, ажурной и объемной.

Напайная филигрань. В ней проволока и зерно напаивается прямо на листовой металл. Если фон оставлять, то получается фоновая или так называемая «глухая» филигрань.

Просечная (выпильная) филигрань. Создается посредством удаления фона.

Рельефная филигрань. Узор в данном случае напаивается на чеканный рельеф.

Ажурная филигрань. Металлическая основа полностью отсутствует, узор из проволоки спаивается, а зернь крепится на кружево из металла. Само кружево может быть плоским, тогда это плоская ажурная флигрань, если же спайка происходит в двух измерениях, то получается скульптурно-ажурный тип. Ажурную, без фона, принято именовать русской филигранью.

Объемная филигрань состоит из частей, смонтированных в единую композицию. Так создаются предметы ювелирного искусства, такие как всевозможные кубки, подносы, ларцы и вазы.

Техники филиграни в мире

Красивые кружева — отнюдь не русский народный промысел. Филигранные изделия изготавливают ремесленники по всему Земному шару. Обратимся к мировым практикам и их особенностям. Существуют несколько основных современных школ филиграни.

В Армении привыкли делать тонкие и плоскостные формы. В Дагестане любят обильную зернь и полусферы. В славном древнем русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы изделий. Европейские ювелиры из Франции и Англии тоже не чужды сканному мастерству. Более того, ажурный узор вы можете встретить у латиноамериканских украшениях, например, из Эквадора. В Южной Америке вообще довольно развит сканный промысел.

Как делают филигранные украшения?

В сущности, само филигранное кружево состоит из отдельных элементов: веревочка, плетение, елочка, шнур, дорожка, гладь и т.п. Из металлической нити делают своего рода аппликацию. Нередко сочетают с зернью, мелкими шариками, напаенными в специальные углубления. Зернь обладает особым декорирующим свойством, придает изделию изысканный вид. Применяя технику филиграни, можно изготовить любые ювелирные украшения из золота, серебра, платины, латуни, меди и мельхиора.

Технология изготовления филиграни из серебра

Раньше мастер сканного искусства работал на всех этапах процесса создания изделия. На современном же производстве применяется разделение труда, но технология осталась без изменений сама технология. Как же она выглядит?

Чтобы получилось кружево (скань), нужно:

  • выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
  • разложить их на бумаге с рисунком;
  • подогнать и приклеить их на место;
  • в случае же фоновой скани, просто скрепить между собой;

заключительный этап — посеребрение изделия анодным серебром и состаивание методом оксидирования.

Плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке.

Казаковская филигрань

В настоящее время «Казаковское предприятие художественных изделий» является мировым брендом, специализирующимся исключительно на изготовлении филигранных изделий из посеребренного сплава. Казаковские украшения отличает гармония всех частей, красота и точность самых мельчайших элементов. Поэтому они стали «элитой» серебряных украшений для женщин.

Кроме ажурных сережек, колец и колье ассортимент достаточно разнообразен. Свои изделия там найдут все: серебряную посуду — домохозяйка, ажурные брелки — хипстеры, курильщик со вкусом — курительные принадлежности.

Кубачинская филигрань

Знаменитая техника филиграни дагестанских мастеров из села Кубачи давно известна ценителям да и просто обычным людям. Обладая знаниями и умениями, передаваемыми из поколения в поколение от отца к сыну, кубачинские ремесленники творят чудеса с помощью чернения, чеканки и гравировки.

Интересно отметить, что отдельные семьи специализируются на разных изделиях. Одна семья искусно производит женские ювелирные украшения, другая — серебряную посуду, третья — кинжалы с серебряной инкрустацией и так далее. Каждого мастера Кубачи отличает свой особый фирменный стиль изготовления.

Столовое серебро кубачинцев просто поражает своей изысканностью и неповторимым шармом, причем, стоить заметить, по цене, вполне доступной для хорошего подарка.

Что же еще изготавливают ремесленники из Кубачей:

  • серебряные браслеты женские и мужские;
  • серебряные цепи плетения Бисмарк;
  • подвески, кулоны и колье;
  • сувенирные серебряные подковы;
  • подстаканники, чашки, кружки;
  • фужеры, бокалы, рюмки и стопки;
  • неповторимые серебряные серьги;
  • мужские ремни с пряжкой из серебра.

Это еще не полный список того, чем славятся мастера дагестанского села.

Кубачинское серебро — настоящий шедевр ручной работы, доступный обычным людям.

Как лучше носить филигранные украшения

Тем, кто только присматривается к украшениям из скани, стоит подумать, чтобы такие украшения выглядели максимально эффектно. Кружево требует контрастного фона, единого стиля с одеждой. Например, светлая филигрань отлично смотрится на темной загорелой коже и на брюнетках. Скань с чернением, наоборот, эффектно выглядит на блондинках и белокожих женщинах, одежда, соответственно, тоже должна быть светлого оттенка. При соблюдении закона контраста вы обязательно станете объектом восхищенных взглядов!

Филигрань из медной проволоки

Филигрань

Попробуйте свои силы в древней, но популярной и ныне технике ювелирной обработки металла — филиграни или, как говорили на Руси, — скани.

Пусть вашим первым изделием станут подвески. Это украшение будет хорошим подаркам.

НАЧНЕМ С ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛА

Главный инструмент ювелира — паяльный аппарат или просто горелка. Сделать ее можно из одного или двух последовательно подключенных компрессоров для аквариума (рис. 1,а). Резиновая или пластмассовая трубочка от них будет накачивать воздух в химическую колбу с плотной резиновой пробкой (рис. 1,б). Эта колба – для бензина (рис. 1,в).

Через второе отверстие в пробке пары бензина из колбы попадут через пластмассовую трубку в металлический наконечник (рис. 1,г). Сам наконечник горелки лучше изготовить из латунной, медной или стальной нержавеющей трубки внутренним сечением 4-5 мм (рис. 2). Для того чтобы пламя отсекалось от паров бензина после отключения компрессора необходимо в кончик трубки вложить рулончик туго скрученной медной, латунной или стальной мелкой сетки. Накручивать рулончик лучше всего на швейную иглу (рис. 2,а). Получившаяся дырочка около 1 мм в диаметре даст нужное «игольное» пламя.

Для пайки нам понадобится припой, который изготовим из серебра (подойдут кусочки от сломанной сережки или колечка) и латуни (штыри от электроштепселя). На 1 грамм серебра уйдет 0,4 грамма латуни. О том, как варить припой,— чуть ниже. Нужен, конечно, и флюс, самый доступный — это порошок буры (Na2, B4 O7 x 10 H2O), его можно купить в аптеке.

Потребуется также два пинцета: один — длинный, а другой — укороченный, на конце которого надо сделать два конуса, один чуть поменьше другого. Этим пинцетом ювелиры изгибают проволоку для узора (рис. 3,а). Приготовьте и кусачки-бокорезы (маникюрные щипцы), ножницы, кусочек нержавеющей проволоки толщиной около 1 мм и длиной 8-10 см. Нержавеющую проволоку вбейте в деревянную палочку (подойдет старый черенок от кисточки) и кончик ее заточите в виде иглы (рис. 3,б).

Помните: для работы с огнем необходим асбест, чтобы не прожечь стол и не устроить пожар. Кусочки асбеста — (асбокартона 5х5 см) можно найти там, где ведутся электрогазосварочные работы. Под 4-5 слоев асбокартона подложим кусок фанеры, чтобы проще было передвигать наш столик для пайки.

Нам будет нужен отбеливающий раствор — отбел для очистки изделий после пайки. Это слабый — 10-15%-ный раствор серной кислоты (H2SO4) или медного купороса. Концентрированную кислоту, напомним, заливают в аккумуляторы автомобиля. В одной баночке приготовим кислоту, а в другой воду, в ней будем промывать изделие. Баночку с кислотой надо накрыть куском стекла, чтобы она не «выдыхалась». Не забудьте: чтобы не обжечься при растворении нужно вливать кислоту в воду, а не наоборот!

ВАРИМ ПРИПОЙ

Для этого собранные кусочки латуни и серебра надо вместе расплавить в тигле — специальной теплостойкой баночке. Тигель можно сделать самому из обычной глины (рис. 4). Высушить, а потом нагреть паяльным аппаратом (обязательно на асбестовой подкладке!) до слабого малинового цвета.

Теперь насыплем в горячий тигель буры и нагреем его, пока бура не перестанет подниматься хлопьями, превратившись в массу наподобие канцелярского клея. Сюда же бросим кусочек серебра. Расплавившись, оно будет бегать в тигле, как ртутный шарик. В этот момент аккуратно длинным пинцетом положим в тигель латунь (рис. 5). Соединившиеся металлы нужно расплавить до жидкого состояния. Если вся масса слитка не плавится, то разделите ее на пропорциональные кусочки и плавьте по частям. Дадим им остыть, убрав пламя горелки, и вытащим слиток пинцетом, придерживая другим пинцетом тигель. Будьте осторожны: и тигель, и слиток нагреты до 700°С — в два раза горячее пламени спички! Остывший слиток разобьем молотком на наковальне до тонкой пластинки. Припой ножницами нарежем в виде маленьких кусочков 1х1 или 1,5х1,5 мм. Ну а если вы не смогли достать компоненты такого припоя, не волнуйтесь, — можно вести пайку и обычным оловом с канифолью.

ЭСКИЗ ПОДВЕСКИ

Готовя эскиз, постарайтесь предусмотреть, чтобы все детали подвески как можно чаще соприкасались друг с другом,— тогда изделие будет прочным. Эскиз приклейте на картон, который оберните полиэтиленовой пленкой. Через нее видно узор, но к ней ничего не приклеивается. Теперь выбираем медную проволоку (от старых радиоприборов) подходящей толщины (лучше 1; 1,1; 1,2 мм) и несильно расплющиваем отрезок в 1—1,5 м легкими ударами молотка (рис. 6,а).

Плоскую проволочку легче изгибать в одном направлении и прочнее можно спаять. Один конец (большой) держим в руке, а второй берем коротким пинцетом и закручиваем деталь узора (рис. 6,б). Получившийся завиток прикладываем к эскизу и проверяем, подходит ли он по размерам. Готовый завиток отрезаем щипцами и приклеиваем клеем БФ-2 или БФ-6 (его можно купить в аптеке) на обернутый пленкой эскиз. Последующие детали подклеиваем к первой. Клея нужно как можно меньше, при пайке его место займет припой, а клей сгорит. Собранное изделие подсушиваем 1,5—2 часа, а потом аккуратно (не разрушая) снимаем с пленки.

НАЧИНАЕМ ПАЯТЬ

Переносим изделие на асбест и начинаем плавно водить по нему пламенем. Отсоединяющиеся детали придерживаем нержавеющей проволокой на деревянной палочке. Поэтому горелку лучше держать в левой руке, а в правой палочку или длинный пинцет. Нагретое изделие посыпаем бурой, она немного вскипает и растекается по деталям, замещая клей.

Теперь на месте соединения элементов узора пинцетом прямо в пламя вносим кусочки припоя. Они тут же сворачиваются в шарики и если «убегают» от стыка (места соединения деталей), то вы подталкиваете шарики иголочкой из нержавейки. Ее можно предварительно нагреть в пламени и опустить в буру, затем вновь нагреть до малинового цвета. Кусочки сами будут налипать на горячую буру. Подносим иголкой такой шарик к стыку и пламя направляем больше на стык и в меньшей степени — на иглу с припоем (рис. 7). Припой всегда «бежит» туда, где горячее, поэтому шарик при касании переходит на медь и, растекаясь, прочно соединяет детали узора. В последнюю очередь припаиваем петлю-ушко, через которое пройдет цепочка или нитка.

Спаянное изделие, подогревая, снимаем пинцетом с асбокартона и опускаем в отбел на 10-15 мин. В его растворе отходят остатки буры и растворяются оксиды меди. Затем изделие промываем в воде и проверяем прочность соединения элементов (слегка потрогав каждый стык пинцетом), так как иногда соединение держится на буре, а не на припое. Неудачно спаянное место нужно вновь перепаять.

Подвеска готова! Но чтобы у нее был нарядный вид, ее надо отполировать кусочком войлока (например, от старого валенка) с пастой ГОИ или пастой для правки бритв. Затем промойте изделие в бензине.

И засияет в руках мастера филигранный узор!

© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Филигрань — ювелирное искусство

Филигрань (по-русски — скань) представляет собой узор из тонкой проволоки, напаянный на металл. С филигранью сталкивались практически все, наверняка, во многих семействах сохранились предметы, изготовленные с помощью этого ювелирного искусства.

Само слово «филигрань» как бы намекает на технологию производства. В переводе с латинского языка «filum» означает нить, а «granum» зерно. Русское же слово «скань» происходит от древнерусского «скать», что значит «свивать, ссучивать». Такая техника, в основном, применяется на серебряных изделиях, например, ложек, подстаканников, женских сережек, но материалом могут быть и другие благородные металлы, такие как золото и платина.

Причиной увлечения именно серебром и золотом служит мягкость этих металлов, из них можно свить весьма тонкие проволочки. Основа филиграни — серебряная или золотая проволока бывает как гладкой так и свитой в своеобразную веревочку.

Краткая история филиграни

Если обратиться к истории возникновения, то она уведет нас в древний Египет, Крит и Грецию. Уже в 4-6-ом веках до н.э. филигрань была одной из базовых ювелирных техник изготовления ажурных украшений.

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия вырос. В XVIII веке филигрань сочетают с камнями, хрусталем, перламутр. С помощью скани изготавливают вазочки, солонки, шкатулки. С 19-го века филигрань стала фабричным товаром. Искусство совершенствуется, процветает рельефная ажурная филигрань, появляется витражная разновидность с прозрачной эмалью. В 1937 году работы мастеров-ювелиров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор, а в 1939 году в Нью-Йорке повторился успех. Филигранью стали заниматься в селе Казачково Нижегородской области.

Виды филиграни

Если рассматривать разновидности скани, то она бывает напайной, ажурной и объемной.

Напайная филигрань. В ней проволока и зерно напаивается прямо на листовой металл. Если фон оставлять, то получается фоновая или так называемая «глухая» филигрань.

Просечная (выпильная) филигрань. Создается посредством удаления фона.

Рельефная филигрань. Узор в данном случае напаивается на чеканный рельеф.

Ажурная филигрань. Металлическая основа полностью отсутствует, узор из проволоки спаивается, а зернь крепится на кружево из металла. Само кружево может быть плоским, тогда это плоская ажурная флигрань, если же спайка происходит в двух измерениях, то получается скульптурно-ажурный тип. Ажурную, без фона, принято именовать русской филигранью.

Объемная филигрань состоит из частей, смонтированных в единую композицию. Так создаются предметы ювелирного искусства, такие как всевозможные кубки, подносы, ларцы и вазы.

Техники филиграни в мире

Красивые кружева — отнюдь не русский народный промысел. Филигранные изделия изготавливают ремесленники по всему Земному шару. Обратимся к мировым практикам и их особенностям. Существуют несколько основных современных школ филиграни.

В Армении привыкли делать тонкие и плоскостные формы. В Дагестане любят обильную зернь и полусферы. В славном древнем русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы изделий. Европейские ювелиры из Франции и Англии тоже не чужды сканному мастерству. Более того, ажурный узор вы можете встретить у латиноамериканских украшениях, например, из Эквадора. В Южной Америке вообще довольно развит сканный промысел.

Как делают филигранные украшения?

В сущности, само филигранное кружево состоит из отдельных элементов: веревочка, плетение, елочка, шнур, дорожка, гладь и т.п. Из металлической нити делают своего рода аппликацию. Нередко сочетают с зернью, мелкими шариками, напаенными в специальные углубления. Зернь обладает особым декорирующим свойством, придает изделию изысканный вид. Применяя технику филиграни, можно изготовить любые ювелирные украшения из золота, серебра, платины, латуни, меди и мельхиора.

Технология изготовления филиграни из серебра

Раньше мастер сканного искусства работал на всех этапах процесса создания изделия. На современном же производстве применяется разделение труда, но технология осталась без изменений сама технология. Как же она выглядит?

Чтобы получилось кружево (скань), нужно:

  • выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
  • разложить их на бумаге с рисунком;
  • подогнать и приклеить их на место;
  • в случае же фоновой скани, просто скрепить между собой;

заключительный этап — посеребрение изделия анодным серебром и состаивание методом оксидирования.

Плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке.

Казаковская филигрань

В настоящее время «Казаковское предприятие художественных изделий» является мировым брендом, специализирующимся исключительно на изготовлении филигранных изделий из посеребренного сплава. Казаковские украшения отличает гармония всех частей, красота и точность самых мельчайших элементов. Поэтому они стали «элитой» серебряных украшений для женщин.

Кроме ажурных сережек, колец и колье ассортимент достаточно разнообразен. Свои изделия там найдут все: серебряную посуду — домохозяйка, ажурные брелки — хипстеры, курильщик со вкусом — курительные принадлежности.

Кубачинская филигрань

Знаменитая техника филиграни дагестанских мастеров из села Кубачи давно известна ценителям да и просто обычным людям. Обладая знаниями и умениями, передаваемыми из поколения в поколение от отца к сыну, кубачинские ремесленники творят чудеса с помощью чернения, чеканки и гравировки.

Интересно отметить, что отдельные семьи специализируются на разных изделиях. Одна семья искусно производит женские ювелирные украшения, другая — серебряную посуду, третья — кинжалы с серебряной инкрустацией и так далее. Каждого мастера Кубачи отличает свой особый фирменный стиль изготовления.

Столовое серебро кубачинцев просто поражает своей изысканностью и неповторимым шармом, причем, стоить заметить, по цене, вполне доступной для хорошего подарка.

Что же еще изготавливают ремесленники из Кубачей:

  • серебряные браслеты женские и мужские;
  • серебряные цепи плетения Бисмарк;
  • подвески, кулоны и колье;
  • сувенирные серебряные подковы;
  • подстаканники, чашки, кружки;
  • фужеры, бокалы, рюмки и стопки;
  • неповторимые серебряные серьги;
  • мужские ремни с пряжкой из серебра.

Это еще не полный список того, чем славятся мастера дагестанского села.

Кубачинское серебро — настоящий шедевр ручной работы, доступный обычным людям.

Как лучше носить филигранные украшения

Тем, кто только присматривается к украшениям из скани, стоит подумать, чтобы такие украшения выглядели максимально эффектно. Кружево требует контрастного фона, единого стиля с одеждой. Например, светлая филигрань отлично смотрится на темной загорелой коже и на брюнетках. Скань с чернением, наоборот, эффектно выглядит на блондинках и белокожих женщинах, одежда, соответственно, тоже должна быть светлого оттенка. При соблюдении закона контраста вы обязательно станете объектом восхищенных взглядов!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector